«Воспринять город как нечто, сотворенное вместе с рекой и окрестными холмами, – единственный способ спасения от «синдрома Флоренции»: есть такой термин в психиатрии, означающий нервный срыв от обилия произведений искусства». Петр Вайль, “Гений места”
Есть еще один способ: ограничить обжорство глаза окуляром фотоаппарата. Проверял — помогает. Но только отчасти, потому что даже кадрированная Флоренция проникает в душу и мозг, вытесняя все остальное. Потому что Флоренция — не стерильный музей, старательно очищенный от всяческих признаков жизни, а способ существования искусства во времени и в ограниченном пространстве.
Двери и ворота зданий Флоренции, как правило, закрытые, предлагают домысливать, фантазировать. Но на это уже не хватает времени. Единственно, что успеваешь — рассмотреть дверной молоток, и бежишь дальше, чтобы застрять у следующей двери, потому что она другая и молоток другой, порой из совсем иной эпохи… Так сложилась целая коллекция.
Сергей Фалькин